СНЕГУРОЧКА

от 100 до 1000 руб./человека
17.10.18
C 18:30 До 22:00
Событие завершено
СНЕГУРОЧКА
Оперу «Снегурочка» с ее поэзией языческого культа, эпической мощью слияния человека и природы, божественно-упоительным гимном красоте и любви Николай Андреевич Римский-Корсаков считал своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок.

В мае 1880 года, “в настоящей русской деревне” Стелёво, под Дугой, поселился с семьей на лето Римский-Корсаков, влюбленный в сюжет “Снегурочки”. Прелестные рощи, поля ржи и гречихи – все гармонировало с его тогдашним пантеистическим настроением. «Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес “Волчинец” – заповедным лесом; голая Копытецкая горка – Ярилиной горой, тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и других чудовищ» – признавался впоследствии Римский-Корсаков в своих воспоминаниях “Летопись моей музыкальной жизни”. В два с половиной месяца (в июне – середине августа) композитор сочинил набросок (пролог и четыре действия) своей лирической оперы. Интересно, что при первом прочтении – в 1874 году – пьеса Островского мало понравилась Римскому-Корсакову; зато вернувшись к ней зимой 1879-80 года, композитор “точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту”, как написал он об этом в “Летописи моей музыкальной жизни”. Красоту сказочности пьесы А.Н. Островского и тех двух миров – волшебного и земного, где протекает ее действие; красоту основной ее мысли: нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать и людское бытие.

Сценическая судьба «Снегурочки» неоднозначна. Премьера, состоявшаяся в Мариинском театре 29 января 1882 года, принесла Римскому-Корсакову больше разочарования, чем удовлетворения. Ни роскошь постановки (на которую Дирекция затратила около сорока тысяч рублей), невиданная прежде в русских операх, ни удачное исполнение не могли примирить композитора с купюрами, сделанными по настоянию дирижера Э.Ф. Направника.

Признание и любовь публики пришли к “Снегурочке” позже, и еще при жизни автора она стала самой репертуарной из его опер.

Сценическая история оперы в Екатеринбургском театре насчитывает шесть постановок (1913, 1924, 1926, 1935, 1944 и 1969 годов). Театр вновь обращается к оперной партитуре Николая Андреевича Римского-Корсакова, обогащая свой русский оперный репертуар лучшими произведениями композитора.

Спектакль Екатеринбургского театра – это спектакль об упавшей на Землю прекрасной звезде, которая, оказавшись в мире людей, нарушила в чем-то привычный порядок их жизни, это весенняя сказка, которая интересна и взрослым, и детям. Сценическая версия спектакля в целом отвечает замыслу композитора, никакой «переделки классики», спектакль вполне традиционен. Хотя это вовсе не значит, что мировоззрение современного человека не сказалось на этой постановке. Сказалось, только не на уровне внешних одёжек, а на уровне проживания. Это традиция, которая восходит к тому, что мы называем Серебряным веком, к выставкам, которые организовывал Дягилев, к его Русским сезонам в Париже, это «новое искусство», это модерн. Только не тот «модерн», о котором мы говорим сегодня, не те спектакли, которые мы сегодня называем «модерновыми».

Это модерн, который действительно переосмысливает классические формы изобразительного искусства и историю искусства вообще, это жемчужное ожерелье лучших, проверенных временем спектаклей. К такой постановке в большой степени побудила сценография Игоря Иванова: Известный питерский художник создал на сцене и таинственные заросли зимнего леса, и старинные терема царства берендеев, нарядив героев в простые одежды с национальным колоритом и лишь волшебным персонажам подарив серебристо-сверкающие краски. И такая тональность оказалась созвучной с мудрой и свежей красотой народных песен, лиричностью арий, поэтичностью самого действа, проникнутого языческой радостью слияния с природой, и ее наивным обожествлением: «В екатеринбургской “Снегурочке” Иванов обратился к стилистике Васнецова и Билибина, но создал не стилизацию, а впечатляющее самостоятельное высказывание. Он придумал комбинированное игровое пространство с восьмигранным подиумом-жертвенником посередине, резными столбами по краям сцены и пейзажами феерической красоты на заднем плане, из которых на сцену выступают персонажи. Костюмы же в “Снегурочке”, каждый из которых по уровню вкуса и качеству исполнения достоин витрины в музее декоративно-прикладного искусства, оказались сгруппированными по оттенкам цвета и фактуре так, чтобы точно соотноситься с характером красочной инструментовки Римского-Корсакова. Именно этот сценографический подход к интерпретации оперы, которым современный театр почти не пользуется, создал успех спектаклю, а “Снегурочка”, может быть, впервые за свою историю получила убедительное сценическое решение».

Либретто Н.А. Римского-Корсакова
по мотивам одноименной весенней сказки А.Н. Островского
Дирижер-постановщик - Велло ПЯХН
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей СТЕПАНЮК
Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь ИВАНОВ
Хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира ГАЙФУЛЛИНА
Хореограф-постановщик - заслуженный работник культуры Галина КАЛОШИНА
Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут
Количество антрактов: 2
Премьера спектакля состоялась 21 декабря 2006 года
Город:
Екатеринбург
Адрес:
пр-т Ленина 46 а
Телефон:
+7 (343) 350-77-52
Просмотров: 1600

Галерея

Где нас найти