БАЯДЕРКА

от 100 до 3000 руб./человека
18.02.20 - 20.02.20
C 18:30 До 21:30
Событие завершено
БАЯДЕРКА
БАЯДЕРКА

Для постановки театр выбрал хореографическую версию Мариуса Петипа 1877 года в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани 1941 года.
"Баядерку" было решено возвести в традиционной петербургской редакции, тем более что в театре уже год работает Станислав Фечо, чешский танцовщик и хореограф, заработавший репутацию специалиста по русской классике.
Анна Галайда, «Российская газета»

Среди последних премьер театра – новая старая "Баядерка", показанная под занавес театрального сезона. Символично само обращение театра к экзотичному шедевру Петипа, известному и любимому екатеринбуржцами. Ведь этот технически сложный густонаселенный балет требует огромных затрат – художественных и материальных. Театр пошел на них, "одев" балет по "люкс-классу". Новая екатеринбургская "Баядерка" – живой спектакль, завораживающий зрителей подобно мощному водовороту. В том огромная заслуга дирижера Павла Клиничева. Кажется, что в Екатеринбурге он чувствует себя свободнее, чем в Большом театре, что сказалось на непривычно динамичной подаче музыкального материала. Подобная интерпретация дансантной музыки заставляет артистов балета танцевать также динамично, сохраняя по возможности хореографическое "чистописание", без чего балет Петипа теряет суть и смысл. Благодаря огромной репетиторской работе, проделанной постановщиком спектакля Станиславом Фечо, большинству это удается. По сравнению с предыдущими классическими постановками, значительно повысился технический уровень и исполнительская культура труппы, улучшилась ее внешняя форма.
Виолетта Майниеце, «Музыкальная жизнь»

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И НОВОВВЕДЕНИЯХ

Из интервью газете «Екатеринбургский театр оперы и балета»
Станислав Фечо, балетмейстер­-постановщик
— Прежде чем начать работу над спектаклем, в театре был устроен кастинг на партию Солора. Что он показал? И так ли был необходим, учитывая, что Вы, проработав сезон в театре, знаете возможности нашей труппы?
— Это было новшество для театра, и не все отнеслись к нему с пониманием, хотя в мире это совершенно нормальная практика. Кастинг позволяет постановщику оценить возможности танцовщиков.

Нам кастинг был необходим прежде всего потому, что на главную мужскую партию оказалось слишком много претендентов, что само по себе неплохо, так как свидетельствует о высоком уровне труппы. Мне лично хотелось занять в спектакле как можно больше молодых солистов, позволить им ввестись в репертуар, тем самым их мотивировать. Это не значит, что я стремлюсь обойти более маститых танцовщиков, просто я вижу, как молодое поколение достаточно резонно «наступает им на пятки», не имея возможности проявить себя, в то время как зрелые танцовщики обладают огромным репертуаром, позволяющим им часто выходить на сцену, и для них отсутствие одной афишной партии не станет ощутимой потерей. Хотя, вспоминая свой собственный опыт, могу сказать, что станцевать Солора – вопрос чести для любого состоявшегося танцовщика. Я, например, ждал этого всю жизнь, но судьбе было угодно, чтобы я получил травму на самом первом спектакле, даже не дотанцевав его до конца, в акте «Теней» я уже не вышел. Это было в Брно в 2005 году и после этого «Баядерку» я так больше и не станцевал...

— То есть, для Вас это в некоторой степени знаковый спектакль?
— До этого происшествия это был мой самый любимый балет, а после травмы я неосознанно стал его избегать, перестал смотреть, потому что не хотел снова и снова переживать это напряжение. Сейчас, конечно, все это уже позади, рана в душе затянулась, и теперь я думаю об этом балете с надеждой и оптимизмом.

Возвращаясь к кастингу, полагаю, что это было полезно для всех, поскольку здорово мобилизовало. В итоге все подтянулись и получили хороший заряд на старте. Все претенденты на главную мужскую роль показались неплохо и в принципе могли бы работать роль. Но мы в своих предпочтениях решили отталкиваться непосредственно от результатов кастинга, отбросив все доводы и предвзятости. Мы отобрали четырех будущих Солоров – Дениса Зайнтдинова, Максима Клековкина, Илью Бородулина, Кирилла Попова, но никто не говорит о том, что со временем нельзя будет вводиться в спектакль. У нас много молодых ребят, подающих надежды, которые могут и должны танцевать этот спектакль в будущем.
— Поговорим о самом спектакле. Речь идет о переносе постановки Мариинского (Кировского) театра?
— Я осуществляю перенос хореографии Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани. Стоит упомянуть и имя Николая Зубковского, добавившего в балет блестящий номер – вариацию Золотого Божка.
— Значит, землетрясения и разрушений в финале не будет, все закончится на «Тенях»?
— Землетрясением завершался спектакль в редакции Петра Гусева, который многие здесь помнят, оно есть и в версии Натальи Макаровой, что идет во многих зарубежных театрах. Ни в Большом, ни в Мариинском такого финала вы сейчас не увидите. Наш финал остается приоткрытым, хотя формально он состоялся: душа Солора улетает, он остается среди теней. Но все­таки я хотел бы, чтобы спектакль заканчивался не просто как дивертисмент, но чтобы это подкреплялось и драматургическим решением – скажем, Никия увлекала бы за собой Солора в заоблачные дали.
— Как известно, самое большое украшение и одновременно самая большая сложность этого спектакля – сцена «Тени».
— Картина «Тени» – это всегда демонстрация возможностей труппы: сразу становится видно, какие данные имеют танцовщицы, какими линиями они обладают, скрыть ничего невозможно. Поэтому при постановке этого акта у меня повышенные критерии и я здесь, кстати, прибегнул к непопулярному методу: у меня первыми на сцену выходят самые высокие девушки (обычно бывает наоборот), поскольку мне важно показать удлиненные, утонченные линии танцовщиц. Будь у нас на сцене пол с покатом, этот эффект мог бы стать еще более значительным.

Я поставил в Тени даже ведущих солисток и постарался, чтобы впечатление от первой линии у зрителя было особенно сильным. Когда я смотрю «Баядерку» в Мариинском театре, а всегда узнаю в первой линии Теней Аврор, Сильфид и Джульетт, которые с удовольствием соглашаются исполнять этот коронный классический номер, и зрители от этого, конечно же, только выигрывают.
— Сколько Теней увидит публика?
— У нас их будет тридцать – пять линий по шесть девушек в каждой. Плюс еще трио Теней и сама Никия – всего тридцать четыре танцовщицы. Это достаточно много для нашей сцены. Я специально ставил перед художником Альоной Пикловой задачу максимально использовать все пространство, всю глубину сценической площадки. Мы задействуем заднее пространство сцены, так называемый арьер, который обычно совсем не используется, вдаль будет уходить перспектива, благодаря чему сцена покажется действительно огромной.
— Были ли у Вас какие­то сложности в работе?
— Неожиданная сложность обнаружилась в том, что многие артисты танцевали прошлую версию, помнят ее и когда в нюансах хореографического текста встречались расхождения, и на первых порах нам бывало нелегко договариваться. Разумеется, речь идет не о принципиальных вещах, а о нюансах, но для меня это не менее важно, потому что я добиваюсь высокого стиля.

Альона Пикалова, художник­-постановщик:
Балетмейстер Станислав Фечо полностью сохраняет хореографическую структуру спектакля Мариинского театра. В данном случае сценографию диктует хореография, и у меня как у декоратора функция вторичная – я должна только оформить то пространство, в котором уже существует шедевр. Поскольку «Бадерка» – вещь абсолютно признанная, то элементы декорации будут располагаться именно там, где это хореографически оправдано.

В силу разных причин, в том числе и исходя из особенностей сцены, мы не можем просто взять и скопировать сценографию, допустим, спектаклей Мариинского или Большого театров, которая в свою очередь также восходит к реконструированной «Баядерке» 1900 года (одно из возобновлений балета, осуществленное самим Мариусом Петипа, декорации этого спектакля сохранились в Мариинском театре). Поэтому вместе с балетмейстером мы берем классическую конструкцию за основу, сохраняем опорные точки, а декор делаем свой.

Тем не менее мы стремились воссоздать в нашем спектакле стилистику девятисотых годов. Мы обращали внимание на то, какими материалами пользовались художники тогда и «сочиняли», исходя из возможностей именно того времени. Балет «Баядерка» закрывает собой целый период развития театрального дела и представляет собой традицию, которая постепенно ушла с наступлением ХХ века. Мы и старались опираться как раз на эту традицию, не заглядывая в век ХХ. Сохранив структуру знаменитого спектакля, мы получили, таким образом, современный стилизованный вариант на классической основе.

Либретто Мариуса Петипа и Сергея Худекова
Хореография Мариуса Петипа
в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани
Балетмейстер-постановщик – Станислав Фечо
Дирижер-постановщик – Павел Клиничев
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Елена Зайцева

Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 30 июня 2011 года

Спектакли состоятся 19 февраля в 18:30 и 21 февраля в 18:30
Город:
Екатеринбург
Адрес:
пр-т Ленина 46 а
Телефон:
+7 (343) 350-77-52
Сайт:
http://uralopera.ru/events/bayaderka?date=199
Просмотров: 5622

Галерея

Где нас найти