Опера "ПИКОВАЯ ДАМА"
от 100 до 1000
руб./человека
25.09.19
C 18:30 До 22:00
Событие завершено
Место проведения: Государственный Академический театр оперы и балета
16+

П. Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА
Опера в трех действиях
Либретто М.И. Чайковского по одноименной повести А.С. Пушкина
Дирижер-постановщик - Михаил Грановский
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов
Хормейстеры-постановщики - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев и
заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина
Балетмейстер-постановщик - заслуженный работник культуры России Галина Калошина
Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 12 декабря 2008 года
Одна из самых совершенных опер мировой классики «Пиковая дама», как и всякий истинный шедевр, до конца не постижима, и ни одна из интерпретаций оперы не могла и не может стать совершенным образцом. Новая постановка – ещё один этап в процессе бесконечного постижения смыслов творения гениального композитора. Неповторимую атмосферу опере придают мистические моменты. Тайна трех карт держит в напряжении до самого конца, трагедия и смерть Лизы отзывается глубоко в душе, фантастический реализм Петербурга создаёт особый фон для развёртывания музыкального текста: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете, о жизни во всей её могучей красоте… Фантастические образы, творящие здесь, принимают неизбежно облик призраков жутко реальных, а образы реальные искажаются до бредовых… Чайковский – музыкант-поэт этого города, с ярчайшей силой воображения воплотивший ужас причудливости Петербурга… Не удивительно, что сюжет “Пиковой дамы” должен был вызвать в воображении композитора буйный приток звуковых образов и ритмов, окутанных в гармонии и колорит совершенно специфические. Сцена в спальне Графини, сцена в казарме, сцена у Зимней канавки – всё это Петербург с его гипнозом иррационального, с его ворожбой и заклятиями…» (Б.Асафьев. Из книги «О музыке Чайковского»).
«ПИКОВАЯ ДАМА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Опера «Пиковая дама» – одно из величайших произведений мирового оперного искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития.
Пётр Ильич Чайковский очень любил и высоко ценил свою «Пиковую даму». Опера была заказана композитору директором императорских театров И.А.Всеволожским. Либретто написано братом композитора Модестом Ильичём Чайковским (при участии самого Чайковского) по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
Повесть «Пиковая дама» – первое прозаическое произведение А.С.Пушкина, успех которого в самых широких кругах и в печати был общепризнанным. 7 апреля 1834 года Александр Сергеевич записал в своем дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».
Мысль о постановке оперы на сюжет пушкинской «Пиковой дамы» занимала И.А.Всеволожского много лет. Он намечал сценарий и отчетливо представлял себе будущую постановку, атмосферу действия и сценические эффекты. Возможно, на замысел повлияла успешная постановка в 1884 году оперы Ж.Массне «Манон», где самым теплым приемом пользовались сцены в игорном доме и эффектные сцены танцев.
В 1887 году Всеволожский в первый раз обратился к П.И.Чайковскому, предложив тому взяться за «Пиковую даму». Разговор состоялся после провала «Чародейки», и Чайковский отказался, аргументируя отказ усталостью и намерением совершить европейское турне. В 1888 году М.И.Чайковский начинает сочинять либретто для композитора Н.С.Кленовского, автора нескольких балетов. Кленовский, приступив к работе над музыкой, затем по каким-то причинам отказывается от сюжета «Пиковой дамы». Осенью 1889 года Всеволожский посоветовал Петру Ильичу ознакомиться с трудом брата. «Брат мой прочел свое либретто, – сообщал Чайковский о встрече в Дирекции императорских театров по поводу «Пиковой дамы» в письме к Н.Ф. фон Мекк, – причем были обстоятельно обсуждены сценические достоинства и недостатки его произведения, спроектированы декорации, даже распределены роли и т.д. Таким образом, уже теперь в Дирекции театров идут толки о постановке оперы, ни одной ноты из которой еще не написано. Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей, – мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в Дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его».
Не сразу заинтересовав П.И.Чайковского, сюжет пушкинской «Пиковой дамы» со временем все более овладевал его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 января 1890 года. В начале работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он признавался в письме к А.К.Глазунову: «Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное... А вместе с этим охота писать страшная... С одной стороны чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой – непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или еще лучше новую песенку...».
«Пиковая дама» была закончена в предельно короткий срок – сорок четыре дня: «Оперу кончил три часа тому назад… Самый же конец оперы я сочинил вчера, перед обедом, и когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, то мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать. Этот плач продолжался и обратился в небольшую истерику очень приятного свойства, т.е. плакать мне было ужасно сладко. Потом я сообразил – почему (ибо подобного оплакивания своего героя со мной еще никогда не бывало, и я старался понять, отчего это мне так хочется плакать). Оказывается, Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время настоящим живым человеком, притом мне очень симпатичным» (из письма П.И.Чайковского брату М.И.Чайковскому).
Премьера «Пиковой дамы» состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года. Композитор сам принимал участие в подготовке премьеры. Успех «Пиковой дамы», как и предвидел ее автор, был потрясающим. С таким же невероятным успехом «Пиковую даму» приняли в Киеве двенадцать дней спустя после первой премьеры. 4 ноября 1891 года «Пиковую даму» давали в Москве в Большом театре.
Новая «Пиковая дама» – одна из самых масштабных работ театра последних лет. Сценограф-постановщик – знаменитый петербургский художник Игорь Иванов, чьи работы выставляются в британских картинных галереях на лондонской Royal mil, – превратил сцену Екатеринбургского театра в подобие залов Эрмитажа захватывающей красоты. Вместе с тем это пространство фантасмагорически экспрессивно. Оно "играет" персонажами, как волны – щепками, то вознося, то подавляя героев.
Трагедию раздвоения личности главного героя – Германа – захватывающе передает Владимир Чеберяк, демонстрирующий не только великолепный голос, но и незаурядное актерское мастерство, а также самоотверженную погруженность в образ. Его возлюбленную – Лизу – в разных составах исполняют Елена Дементьева и Наталья Карлова, обладательницы прекрасных голосов, наполняющих драматические эпизоды партии искренней страстью. Фантасмагорический образ Графини создают Татьяна Никанорова и Александра Куликова… Украшением спектакля становится небольшая, но трудная партия Полины в мастерском исполнении Надежды Шляпниковой и Надежды Бабинцевой.
Ярослав Седов, «Российская газета»
В случае с «Пиковой дамой» a propos интересное имя – заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк. Он ставил оперу Чайковского уже несколько раз – в разных театрах не только России, но и мира: в Казани, Новосибирске, Челябинске, на сцене Концертного зала имени П.Чайковского – с солистами Мариинского театра, в Сан-Франциско. Как говорит сам режиссер, в этой музыкальной истории он готов искать и находить множество смыслов. «Я одержим "Пиковой дамой", – признаётся Алексей Степанюк. – Смерть и жизнеутверждение как-то невероятно у Чайковского соединены воедино. Это сердце, способное любить и так же сильно страдать...».
Ирина Клепикова, «Областная газета»
Либретто М.И. Чайковского по одноименной повести А.С. Пушкина
Дирижер-постановщик - Михаил Грановский
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов
Хормейстеры-постановщики - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев и
заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина
Балетмейстер-постановщик - заслуженный работник культуры России Галина Калошина
Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 12 декабря 2008 года
ПИКОВАЯ ДАМА
Опера в трех действиях
Либретто М.И. Чайковского по одноименной повести А.С. Пушкина
Дирижер-постановщик - Михаил Грановский
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов
Хормейстеры-постановщики - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев и
заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина
Балетмейстер-постановщик - заслуженный работник культуры России Галина Калошина
Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 12 декабря 2008 года
Одна из самых совершенных опер мировой классики «Пиковая дама», как и всякий истинный шедевр, до конца не постижима, и ни одна из интерпретаций оперы не могла и не может стать совершенным образцом. Новая постановка – ещё один этап в процессе бесконечного постижения смыслов творения гениального композитора. Неповторимую атмосферу опере придают мистические моменты. Тайна трех карт держит в напряжении до самого конца, трагедия и смерть Лизы отзывается глубоко в душе, фантастический реализм Петербурга создаёт особый фон для развёртывания музыкального текста: «Есть странный русский город. В нём можно только мечтать о свете, о жизни во всей её могучей красоте… Фантастические образы, творящие здесь, принимают неизбежно облик призраков жутко реальных, а образы реальные искажаются до бредовых… Чайковский – музыкант-поэт этого города, с ярчайшей силой воображения воплотивший ужас причудливости Петербурга… Не удивительно, что сюжет “Пиковой дамы” должен был вызвать в воображении композитора буйный приток звуковых образов и ритмов, окутанных в гармонии и колорит совершенно специфические. Сцена в спальне Графини, сцена в казарме, сцена у Зимней канавки – всё это Петербург с его гипнозом иррационального, с его ворожбой и заклятиями…» (Б.Асафьев. Из книги «О музыке Чайковского»).
«ПИКОВАЯ ДАМА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Опера «Пиковая дама» – одно из величайших произведений мирового оперного искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития.
Пётр Ильич Чайковский очень любил и высоко ценил свою «Пиковую даму». Опера была заказана композитору директором императорских театров И.А.Всеволожским. Либретто написано братом композитора Модестом Ильичём Чайковским (при участии самого Чайковского) по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
Повесть «Пиковая дама» – первое прозаическое произведение А.С.Пушкина, успех которого в самых широких кругах и в печати был общепризнанным. 7 апреля 1834 года Александр Сергеевич записал в своем дневнике: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза».
Мысль о постановке оперы на сюжет пушкинской «Пиковой дамы» занимала И.А.Всеволожского много лет. Он намечал сценарий и отчетливо представлял себе будущую постановку, атмосферу действия и сценические эффекты. Возможно, на замысел повлияла успешная постановка в 1884 году оперы Ж.Массне «Манон», где самым теплым приемом пользовались сцены в игорном доме и эффектные сцены танцев.
В 1887 году Всеволожский в первый раз обратился к П.И.Чайковскому, предложив тому взяться за «Пиковую даму». Разговор состоялся после провала «Чародейки», и Чайковский отказался, аргументируя отказ усталостью и намерением совершить европейское турне. В 1888 году М.И.Чайковский начинает сочинять либретто для композитора Н.С.Кленовского, автора нескольких балетов. Кленовский, приступив к работе над музыкой, затем по каким-то причинам отказывается от сюжета «Пиковой дамы». Осенью 1889 года Всеволожский посоветовал Петру Ильичу ознакомиться с трудом брата. «Брат мой прочел свое либретто, – сообщал Чайковский о встрече в Дирекции императорских театров по поводу «Пиковой дамы» в письме к Н.Ф. фон Мекк, – причем были обстоятельно обсуждены сценические достоинства и недостатки его произведения, спроектированы декорации, даже распределены роли и т.д. Таким образом, уже теперь в Дирекции театров идут толки о постановке оперы, ни одной ноты из которой еще не написано. Мне очень хочется работать, и, если удастся хорошо устроиться где-нибудь в уютном уголке за границей, – мне кажется, что я свою задачу осилю и к маю представлю в Дирекцию клавираусцуг, а летом буду инструментировать его».
Не сразу заинтересовав П.И.Чайковского, сюжет пушкинской «Пиковой дамы» со временем все более овладевал его воображением. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 января 1890 года. В начале работы над оперой Чайковский находился в подавленном состоянии, в чем он признавался в письме к А.К.Глазунову: «Переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле. Что-то такое совершается внутри меня, для меня самого непонятное. Какая-то усталость от жизни, какое-то разочарование: по временам безумная тоска, но не та, в глубине которой предвидение нового прилива любви к жизни, а нечто безнадежное, финальное... А вместе с этим охота писать страшная... С одной стороны чувствую, что как будто моя песенка уже спета, а с другой – непреодолимое желание затянуть или все ту же жизнь, или еще лучше новую песенку...».
«Пиковая дама» была закончена в предельно короткий срок – сорок четыре дня: «Оперу кончил три часа тому назад… Самый же конец оперы я сочинил вчера, перед обедом, и когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, то мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать. Этот плач продолжался и обратился в небольшую истерику очень приятного свойства, т.е. плакать мне было ужасно сладко. Потом я сообразил – почему (ибо подобного оплакивания своего героя со мной еще никогда не бывало, и я старался понять, отчего это мне так хочется плакать). Оказывается, Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а все время настоящим живым человеком, притом мне очень симпатичным» (из письма П.И.Чайковского брату М.И.Чайковскому).
Премьера «Пиковой дамы» состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 декабря 1890 года. Композитор сам принимал участие в подготовке премьеры. Успех «Пиковой дамы», как и предвидел ее автор, был потрясающим. С таким же невероятным успехом «Пиковую даму» приняли в Киеве двенадцать дней спустя после первой премьеры. 4 ноября 1891 года «Пиковую даму» давали в Москве в Большом театре.
Новая «Пиковая дама» – одна из самых масштабных работ театра последних лет. Сценограф-постановщик – знаменитый петербургский художник Игорь Иванов, чьи работы выставляются в британских картинных галереях на лондонской Royal mil, – превратил сцену Екатеринбургского театра в подобие залов Эрмитажа захватывающей красоты. Вместе с тем это пространство фантасмагорически экспрессивно. Оно "играет" персонажами, как волны – щепками, то вознося, то подавляя героев.
Трагедию раздвоения личности главного героя – Германа – захватывающе передает Владимир Чеберяк, демонстрирующий не только великолепный голос, но и незаурядное актерское мастерство, а также самоотверженную погруженность в образ. Его возлюбленную – Лизу – в разных составах исполняют Елена Дементьева и Наталья Карлова, обладательницы прекрасных голосов, наполняющих драматические эпизоды партии искренней страстью. Фантасмагорический образ Графини создают Татьяна Никанорова и Александра Куликова… Украшением спектакля становится небольшая, но трудная партия Полины в мастерском исполнении Надежды Шляпниковой и Надежды Бабинцевой.
Ярослав Седов, «Российская газета»
В случае с «Пиковой дамой» a propos интересное имя – заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк. Он ставил оперу Чайковского уже несколько раз – в разных театрах не только России, но и мира: в Казани, Новосибирске, Челябинске, на сцене Концертного зала имени П.Чайковского – с солистами Мариинского театра, в Сан-Франциско. Как говорит сам режиссер, в этой музыкальной истории он готов искать и находить множество смыслов. «Я одержим "Пиковой дамой", – признаётся Алексей Степанюк. – Смерть и жизнеутверждение как-то невероятно у Чайковского соединены воедино. Это сердце, способное любить и так же сильно страдать...».
Ирина Клепикова, «Областная газета»
Либретто М.И. Чайковского по одноименной повести А.С. Пушкина
Дирижер-постановщик - Михаил Грановский
Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
Художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии СССР Игорь Иванов
Хормейстеры-постановщики - заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев и
заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, народная артистка Башкортостана Эльвира Гайфуллина
Балетмейстер-постановщик - заслуженный работник культуры России Галина Калошина
Продолжительность спектакля 3 часа 30 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 12 декабря 2008 года
- Город:
- Екатеринбург
- Адрес:
- пр-т Ленина 46 а
- Телефон:
- +7 (343) 350-77-52
- Сайт:
- http://www.uralopera.ru/events/12?date=175
- Просмотров: 4184