МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ

от 150 до 1200 руб./человека
13.02.18
C 18:30 До 21:00
Событие завершено
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ
МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ
Дж. Пуччини
Опера в трех действиях

Либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по драме Д. Беласко
Дирижер-постановщик – Михаил Грановский
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк
Художник-постановщик – Дмитрий Чербаджи
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Валерий Копанев

Премьера состоялась 31 января 2008 года

Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Количество антрактов: 2

Исполняется на итальянском языке. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском языке.

Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».
Дж. Пуччини

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В основе либретто оперы «Мадам Баттерфлай» лежит драма Давида Беласко «Гейша», написанная по мотивам журнальной повести Джона Лютера Лонга. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Луиджи Иллика (1859-1919) и Джузеппе Джакоза (1847-1906) написали оперное либретто. Но сочинение «Мадам Баттерфлай» затянулось на длительный срок – Пуччини приходилось много ездить на репетиции и спектакли своих опер в различные города Италии и Европы. В конце 1903 года партитура была готова, и в феврале 1904 года «Мадам Баттерфлай» была представлена на суд зрителей в миланском театре Ла Скала. Премьера закончилась провалом. В зале раздавались свистки, а пресса выражала полное разочарование. Пуччини обвинили в самоповторении и подражании другим композиторам. После захватывающего сюжета «Тоски» новая приглушенно-лиричная опера Пуччини показалась миланцам бездейственной и растянутой, непривычной для итальянской аудитории, предпочитавшей более динамичные сюжеты и страстные трагедии. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с этими незначительными изменениями спустя три месяца, опера имела триумфальный успех и быстро завоевала прочную репутацию одной из популярнейших современных опер.

«Мадам Баттерфлай» стала первым для великого итальянца опытом освоения причудливо-загадочной, непривычной для европейского уха музыки Азии. Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX – начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Впоследствии Пуччини еще не раз отдаст дань увлечению экзотическими мотивами, претворив их в «Девушке с Запада» и «Турандот». Однако «Мадам Баттерфлай» занимает особое место в творчестве композитора. Опера обладает камерным, лирически-проникновенным звучанием, она импрессионистически утонченна. Это и трагедия одной человеческой жизни, проложившая путь популярному в музыкальном театре XX века жанру психологической «монодрамы», и колористически тонкое воплощение экзотического сюжета. Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита (хотя и использовал в опере несколько оригинальных японских мелодий). Главным для него оставалось изображение горестной судьбы маленькой японки. Ни один созданный им ранее оперный образ не был столь близок и дорог ему.

Новый спектакль произвел большое впечатление своей художественной отточенностью и удивительной органичностью всех компонентов музыкально-театрального целого. Столь хорошо известная слушателю музыка Пуччини, напоенная ароматом национальных японских мелодий (на традиционной пентатонике), нередко во многих постановках трактовалась в духе итальянских веристских драм, с несколько преувеличенной страстностью и излишне заостренной экспрессией. В этом спектакле в интерпретации дирижера-постановщика Михаила Грановского (дирижер Большого театра, ученик Геннадия Рождественского) музыка Пуччини зазвучала по-импрессионистски утонченно и затаенно-проникновенно, убедительно воплощая лирическую сущность образа главной героини – нежной, прелестной Чио-Чио-Сан, пленяющей своей чистотой, искренностью, способностью по-настоящему любить и глубоко страдать.

Тончайшей звукописи партитуры Пуччини в полной мере соответствует и режиссерская концепция этого спектакля (режиссер-постановщик – режиссер Мариинского театра заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк). Режиссура А.Степанюка отличается удивительной музыкальностью и художественной пластичностью, тонким и глубоким пониманием композиторского замысла, умением проникнуть в культуру Японии и воплотить ее неповторимое своеобразие в сценических образах. При всей восточной мягкости линий, плавности движений актеров, изящности поз, поклонов, приседаний и других элементов, в сценическом развитии действия создано также немало острых, неожиданных, поистине драматических контрастов, которые подчеркиваются отдельными мизансценами и световыми эффектами.
Вообще режиссура спектакля как бы неотделима не только от музыки, но и от его художественного оформления (художник-постановщик Дмитрий Чербаджи). Постановщики также сумели глубоко почувствовать сущность композиторского замысла и в соответствии с ним создать очень изысканное, тонко стилизованное в японском духе оформление спектакля в нежных, пастельных, розово-сиреневатых тонах (на заднике – бледно-розовые цветы сакуры и т.д.). Оформление спектакля – легкое, воздушное, создает атмосферу весеннего цветения (I акт), которая постепенно в последующих актах, благодаря световым аффектам, то мрачнеет, то просветляется, то наполняется тревогой и трагическими предчувствиями.

…Опера "Мадам Баттерфлай" Дж.Пуччини в новой постановке театра стала, на мой взгляд, несомненной удачей всего коллектива и его приглашенных мастеров, которые сумели создать единый, художественно убедительный и цельный, красивый, трогающий за душу спектакль. Думается, что постановщикам и исполнителям этой камерной, лирико-психологической драмы удалось доказать неисчерпаемость возможностей ее классической интерпретации, соответствующей тем чувствам и тончайшим душевным движениям, которые присущи проникновенной, а в кульминациях драматически насыщенной и трагической музыке гениального итальянского маэстро.
Город:
Екатеринбург
Адрес:
пр-т Ленина 46 а
Телефон:
+7 (343) 350-77-52
Сайт:
http://uralopera.ru/afisha/show.php?annid=7
Просмотров: 2102

Галерея

Где нас найти