Опера ПАССАЖИРКА // Премьера

от 200 до 2000 руб./человека
05.02.20
C 18:30
Событие завершено
Опера ПАССАЖИРКА // Премьера
ПАССАЖИРКА
Опера в двух действиях
М. Вайнберг

Первая театральная постановка оперы в России
Екатеринбургский театр оперы и балета
Премьера спектакля состоялась в Екатеринбургском театре оперы и балета в начале грядущего сезона — 15 сентября 2016 года.

Моисей (Мечислав) Вайнберг (1919-1996)
Опера «Пассажирка» ор. 97 (1967–1968) в 2 актах, 8 картинах с эпилогом

Либретто Александра Медведева и Юрия Лукина по повести Зофьи Посмыш
Памяти жертв Освенцима
«Если заглохнет эхо их голосов, мы погибнем» (Поль Элюар)

Постановщики:
Дирижер — Оливер фон Дохнаньи (Словакия)
Режиссер, сценограф и художник по свету — Тадэуш Штрасбергер (США)
Художник по костюмам — Вита Цыкун (США)
Хормейстер-постановщик – Анжелика Грозина

Опера «Пассажирка»

«Это опера-симфония, с тщательно продуманной драматургией и интонационной системой. Это сложнейшее, многоуровневое произведение, оно требует особого погружения в материал. Создавая новую музыкальную трактовку оперы, я стараюсь максимально точно расставлять все акценты, раскрывать заложенные в произведении смыслы». - рассказывает о своей новой работе Оливер фон Дохнаньи, дирижер-постановщик «Пассажирки», премьера которой состоится в нынешнем сентябре на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета. Эта опера уже при первом знакомстве поразила его симфоническим размахом и глубиной драматизма.

Об этом произведении Моисея Вайнберга когда-то с неподдельным восхищением отзывался Дмитрий Шостакович. Гениальный композитор, по его словам, трижды слушал оперу «Пассажирка» и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки: «Мастерское, совершенное по форме и стилю произведение. И, добавлю, остро современное по теме. Нравственные идеи, положенные в основу оперы, ее духовность, гуманизм не могут не волновать слушателей».

… После окончания Второй мировой войны минуло полтора десятилетия. На борту трансатлантического лайнера случай сводит двоих – Лизу, бывшую надзирательницу концлагеря Освенцим, и Марту, когда-то заключенную этого лагеря смерти, которую, кстати, Лиза считала давно погибшей.
Сотрудницу лагерной администрации настигают воспоминания о буднях Освенцима, о любви Марты и Тадеуша, о расстрелах и пытках. Музыка Вайнберга, прекрасная и драматичная, погружает зрителя в атмосферу неимоверной человеческой жестокости и человеческой же искренности и преданности.

Основой для либретто оперы стала одноименная повесть полячки Зофьи Посмыш, бывшей узницы Освенцима. Моисею Вайнбергу, композитору «Пассажирки», исполнилось только 19 лет к началу войны, когда к советской границе из Польши хлынул поток беженцев. Одним из них был и он, бредущий с прижатой к груди своей первой симфонией. По дороге Вайнберг потерял родных. Позже стало известно, что все они погибли. Композитор всю жизнь носил в себе отголоски этой трагедии, которая позже перешла в оперу. «Пассажирка» - это воплощение в музыкально-драматическом произведении самых личных авторских чувств и переживаний.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, кларнет-пикколо, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, саксафон-альт; 6 валторн, 4 трубы, 3 тромбона, туба, баритон; литавры, ударные (треугольник, бубен, маленький барабанчик, малый барабан, цилиндрический барабан, тарелки, бич, тамтам, большой барабан, колокольчики, колокола, ксилофон, вибрафон, маримба, челеста); арфа, фортепиано, гитара, струнные.

Оркестр на сцене: аккордеон (гармоника), гитара, фортепиано, джаз-батарея, контрабас соло.

Синопсис

Акт 1.

Начало 1960-х. Трансатлантический лайнер.
Лиза плывет в Бразилию со своим мужем — немецким дипломатом Вальтером. Случайно она замечает на корабле женщину, похожую на Марту, которую считала умершей. Лиза так встревожена нахлынувшими воспоминаниями, что признается мужу в том, что была надзирательницей в Освенциме. Вальтер опасается дипломатического скандала. Лиза просит стюарда выяснить, кто и откуда эта женщина.

1944-й. Освенцим.
Среди заключенных — Марта. Лиза назначает ее своей помощницей, чтобы контролировать других заключенных. Надзиратель находит записку на польском языке. Марту заставляют перевести ее. Чтобы скрыть готовящееся восстание, Марта говорит, что это ее любовное письмо Тадеушу, ее жениху.

Акт 2

Тадеуш — скрипач, также узник Освенцима. Его заставляют выбрать скрипку, на которой он должен будет играть на концерте любимый вальс Коменданта. Тадеуш встречает Марту, они узнают друг друга. Лиза замечает это, но в нарушение распорядка позволяет им поговорить наедине.

Тадеуш делает ювелирные изделия для офицеров СС. На одном из медальонов Лиза замечает изображение Мадонны с лицом Марты. Она предлагает Тадеушу снова встретиться с Мартой, но тот отказывается, не желая оставаться перед Лизой в долгу.

У Марты день рождения, ей исполняется 20 лет. Лиза вызывает Марту и сообщает, что Тадеуш отказался встретиться с ней. Марта уверена в том, что Тадеуш поступил правильно.
Надзиратели зачитывают список женщин-заключенных, приговоренных к казни. Хотя номер Марты не назван, она хочет присоединиться к обреченным. Но Лиза останавливает Марту: она должна услышать концерт Тадеуша.

Трансатлантический лайнер.
Лиза и Вальтер решают забыть о прошлом. Они выходят танцевать. Пассажирка просит исполнить любимый вальс Коменданта. Лиза напугана.

Освенцим.
На концерт собираются офицеры и заключенные. Тадеуш должен играть любимый вальс Коменданта, но решает сыграть Чакону Баха. Внезапно музыка обрывается, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, стаскивают его со сцены и уводят на расстрел.

Эпилог. Трансатлантический лайнер.
Марта одна. Она думает о Тадеуше. Вспоминая прошлое, она надеется, что никто из погибших никогда не будет забыт.

ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ ОБ ОПЕРЕ:

"Не устаю восхищаться оперой «Пассажирка» М. Вайнберга. Трижды слушал ее, изучал партитуру, и с каждым разом все глубже постигал красоту и величие этой музыки. Мастерское, совершенное по форме и стилю произведение. И, добавлю, остро современное по теме. Нравственные идеи, положенные в основу оперы, ее духовность, гуманизм не могут не волновать слушателей.

На обсуждении «Пассажирки» в Союзе композиторов один из музыкантов сказал, что опера написана кровью сердца. Слова эти могли бы показаться высокопарными, но в данном случае были и уместны, и справедливы. Сама жизнь, судьба М. Вайнберга словно повелели ему так высказаться. Музыка оперы потрясает своим драматизмом. Она ярка и образна, в ней нет ни одной «пустой», безразличной ноты. Все пережито и осмыслено композитором, все выражено правдиво, страстно.

Я воспринимаю эту оперу, как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей, противостоящих самому страшному в мир злу, имя которому – фашизм. У М. Вайнберга и раньше были сочинения, посвященные борьбе с фашизмом. «Пассажирка» - важный этап творческого развития композитора. Многие предшествующие работы подводили его к этой вершине.

В качестве эпиграфа к опере авторы взяли слова французского поэта-коммуниста Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем». Обращение к памяти, а значит и к совести каждого из нас, полно глубокого смысла. Чтобы ужасы прошлого никогда не повторились, мы должны помнить об этом прошлом, свято хранить память о тех, кто в годы войны отдал свои жизни за нашу жизнь и свободу.

Опера написана по одноименной повести польской писательницы Зофьи Посмыш. Переведенная на многие языки, эта талантливая повесь уже была воплощена на радио и телевидении, в театре и кино. Теперь пришло время ее воплощения и в музыке.

Композитор и либреттисты, сохранив сюжетную канву повести, существенно развили действие, ввели новых персонажей, новые мотивы и ситуации. Сделано это тактично, с пониманием специфики музыкальной драматургии. Вот пример: один из героев повести, Тадеуш, наделен в опере профессией музыканта. Казалось бы, совсем небольшая подробность. Однако, с нею пришла в оперу тема искусства, столь обогатившая идейную суть произведения, и она же позволила авторам создать сцену концерта в Освенциме, ставшую кульминацией оперы. В этой сцене нет слов, звучит только музыка. Именно музыка подводит итог духовному поединку надзирательницы Лизы с Мартой и Тадеушем, поединку, который Лиза проигрывает. Обреченному на смерть Тадеушу приказано сыграть на скрипке пошлую мелодию и усладить ею слух коменданта лагеря – Тадеуш в ответ играет «Чакону» Баха. К солирующему инструменту присоединяется оркестр, еще более возвышая звучание бессмертной музыки. Трудно передать словами трагическую силу этой сцены.

Драматизм содержания не помешал авторам создать и лирические эпизоды, покоряющие своей нежностью, чистотой. Назову чудесный дуэт Марты и Тадеуша с его завораживающей фразой «сыграй, сыграй для меня»; сцену, где женщины-узницы мечтают о том, что с ними будет после войны; песню «Долина-долинушка», которую поет русская девушка Катя, и сцену урока французского языка, когда юная Иветта и старая крестьянка Бронка бесконечно повторяют единственное и такое емкое слово в Освенциме, слово «жить»: я живу, ты живешь, она живет….

Я радуюсь тому, что печатный клавир «Пассажирка» выходит в свет. Радуюсь возможности еще раз сказать доброе слово об опере, которую я люблю и в судьбу, которой верю".

Д. Шостакович
Москва, Сентябрь, 1974 год.
Город:
Екатеринбург
Адрес:
пр-т Ленина, 46а
Телефон:
+7 (343) 350-77-52
Сайт:
http://uralopera.ru/events/passazhirka?date=219
Просмотров: 5237

Галерея

Где нас найти